понедельник, 9 февраля 2015 г.

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша  речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.....
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
1.     «Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или  ИА – как кричит ослик. Или  УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2.     «Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается  с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например:  «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует  начальному гласному в данном слове.
Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:
1.     «Отгадай, что звучит».
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.
2.     «Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.  Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.
3.     «Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят  со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или  Михайло  Ивановичу. Ребёнок  поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше родители обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий